Сценарии с народными обрядами

Областной конкурс сценариев народных праздников (районные отборочные туры)

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении областного конкурса сценариев

народных праздников и обрядовv

2012 г.

Учредители и организаторы

- Департамент культуры Ярославской области,

- ГУК ЯО «Областной Дом народного творчества».

Цели и задачи

- выявление и укрепление русских национальных традиций;

- предоставление возможности творческого самовыражения авторам сценариев культурно-досуговых учреждений муниципальных районов Ярославской области;

- активизация творческой фантазии сценаристов посредством расширения кругозора: изучения истории родного края.

Участники конкурса

В конкурсе принимают участие специалисты муниципальных культурно-досуговых учреждений Ярославской области.

Порядок и условия проведения конкурса

Областной конкурс сценариев народных праздников и обрядов проходит во всех муниципальных районах Ярославской области с января по апрель 2012года.

Возраст участников не ограничен. Районный оргкомитет и жюри отбирают лучшие сценарии и представляют в ГУК ЯО «Областной Дом народного творчества» для рассмотрения областным жюри. Районное жюри предоставляет не более 2-х сценариев. Сценарии должны быть грамотно оформлены.

Критерии оценки и награждения

- драматургия сценария;

- оригинальность идеи конкурсных материалов, новизна сценарного решения;

- при подготовке неоригинальных работ умение грамотно работать с художественным материалом других авторов, правильно их компилировать с учетом действующих требований относительно сохранения авторских прав;

- соответствие заданной тематике;

- выполнение всех требований по оформлению сценария.

По итогам представленных работ, жюри определяет победителя Гран – при конкурса, дипломантов I степени (2 чел.) и дипломантов II степени (2 чел).

Сценарии, удостоенные дипломов будут изданы в сборниках ГУК ЯО «Областной Дом народного творчества» и распространены в учреждениях культуры Ярославской области и г. Ярославля.

Заявки и материалы

Заявки на участие в конкурсе должны быть представлены областному оргкомитету не позднее 1 марта 2012 г. По адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Максимова, д.7 (ГУК ЯО «Областной Дом народного творчества»), отдел анализа и методики культурно-досуговой деятельности с указанием автора (группы авторов), адреса и места работы автора, телефонов, возрастной категории зрителей на которую рассчитан сценарий.

Видео: Торум Маа

Торум Маа

Этнографический музей-заповедник "Торум Маа" был основан в Ханты-Мансийске 30 октября 1987 года по инициативе известных угорских поэтов и писателей Ювана Шесталова и Еремея Айпина.

Основная цель деятельности музея - воссоздание элементов традиционного жизненного уклада коренных народов округа - ханты и манси.

В уникальной по своей красоте и своеобразию природно-ландшафтной среде, окружающей город Ханты-Мансийск расположен музей под открытым небом, воссоздающий летнюю усадьбу народа ханты. По жилым, хозяйственным и культовым строениям, расположенным на территории музея, посетитель может составить наглядное представление о всем богатстве и своеобразии духовной культуры и жизненного уклада обско-угорских народов, владевших тайнами гармоничного сосуществования с суровым климатом и дикой природой. В одном из потаенных уголков музея находится культовое место, в котором расположены идолы, подобные тем, которым испокон веков поклонялись ханты и манси.

Этнографический музей-заповедник является органичной средой для проведения народных праздников и обрядов. На его территории не раз проходили медвежьи игрища и свадебные обряды народа ханты.

Помимо постоянной действующей экспозиции под открытым небом, музей "Торум Маа" обладает большой и во многом уникальной коллекцией предметов быта, украшений и одежды обских угров. Эта коллекция регулярно пополняется новыми экспонатами, привезенными сотрудниками музея из экспедиций по труднодоступным поселениям округа - традиционным местам проживания народов ханты и манси.

Особенности режиссуры народного праздника курсовая работа

Народный праздник как форма театрализованного действия. Место народных традиций и фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии, особенности его режиссуры, драматургии. Замысел сценария народного праздника "Солнышко красно, гори, гори ясно".

Коллекция: Revolution

Ссылка: http://revolution.allbest.ru/moscow/00387620_0.html

Вид: курсовая работа

Автор: Мороз Мария

Подобные работы из Базы знаний:

1. Особенности режиссуры народного праздника

Народный праздник как форма театрализованного действия. Место народных традиций и фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии, особенности его режиссуры, драматургии. Замысел сценария народного праздника "Солнышко красно, гори, гори ясно".

курсовая работа [61.6 K], добавлена 21.06.2011

2. Славянская Масленица и ее связь с весенними праздниками Европы

Языческие обряды как корни народного праздника славянской Масленицы. Происхождение весенних праздников в странах Европы. Общие черты и отличительные особенности празднования Масленицы на Руси и Карнавала в Италии. Разработка сценария праздника Масленицы.

курсовая работа [65.2 K], добавлена 06.03.2013

3. Масленица. Масленичные песни

Масленица как древний славянский праздничный цикл, доставшийся в наследство от языческой культуры. Основные моменты его истории, обычаев и традиций празднования. Особенности и значение устного народного творчества: обрядовых песен, пословиц, поговорок.

реферат [23.5 K], добавлена 24.11.2010

4. Праздники и обряды русского народа как часть факультативного курса "Народное творчество"

Исследование русского народного календаря, составляющих его сезонных праздников и обрядов. Систематизация сведений и характеристика праздников, история их становления и языческие корни. Разработка материалов для изучения народных праздников в школе.

дипломная работа [173.2 K], добавлена 22.10.2009

5. Этнокультурологические особенности традиционного китайского праздника Цинминцзе

Календарные праздники в Китае отчётливо отображают основные черты традиционной общественной организации китайцев. История возникновения и основные энтнокультурные особенности праздника Цинминцзе. Описание празднования Цинминцзе в современном Китае.

курсовая работа [47.5 K], добавлена 10.06.2009

6. Народный календарь и круг жизни русского крестьянина

Понятие слова "календарь". Характеристика народного календаря–месяцеслова. Русский народный календарь - явление культуры, осмысление человеческой жизни, сельскохозяйственного опыта, произведений устного народного творчества, норм общественной жизни.

реферат [42.7 K], добавлена 09.11.2010

7. Масленица. История праздника и его традиции

Масленица, сырная неделя - праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времен. Ритуал связан с проводами зимы и встречей весны. История масленицы и блинов. Распорядок проведения праздника. Масленица в Польше. Обряды в масленицу. Чучело Зимы.

реферат [36.2 K], добавлена 13.04.2008

8. Кыргызские национальные музыкальные инструменты

Краткий исторический очерк развития кыргызского музыкального фольклора. Легенда о первой мелодии. Обзор и общая характеристика основных музыкальных инструментов кыргызского народа. Современное развитие и модернизация народного инструментария Киргизии.

презентация [1.4 M], добавлена 21.05.2013

9. Медицинская тематика в финских народных сказках

Сказка как жанр устного народного искусства. Краткий исторический очерк о Финляндии. Народное творчество, его зарождение и признаки. Основные жанры сказочного фольклора. Многообразие тематики финских сказок, отражение в них традиций, культуры народа.

реферат [19.4 K], добавлена 02.06.2009

10. Народное искусство нашего края. Поволжье

Собрание произведений народного искусства. Древние образы в народном декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие кустарных промыслов. Закономерности эволюции народного искусства. Сравнение городов и культур Поволжья. Саратовские калачи и гармоника.

курсовая работа [44.1 K], добавлена 01.07.2011

Другие работы из коллекции:

1. Русь і корінні мешканці Русі в Австро-Угорщині

2. Мої улюблені народні свята

3. Україна - ментальність, доля

4. Этнографические особенности русского населения Центрального района России

5. Обычаи и обряды кыргызского народа

6. Народні традиції, пов'язані з народженням чи хрещенням дитини

7. Механизм этногенеза как инструмент исследования этнокультуры

8. Григорій Сковорода та його спадщина

9. Русскость - что это такое

10. История Ясенево

Будем очень благодарны, если пополните коллекцию работой, выполненной Вами с любовью и усердием. В нашей коллекции вместе с другими достойными работами ей будет уютно.

Отправить свою хорошую работу на сайт просто. Используйте форму, расположенную ниже.

«сценарии традиционных праздников и обрядов русского народа»

Подлипьян Галина Геннадьевна

Губернаторское профессиональное училище народных промыслов, г. Кемерово

«Сценарии традиционных праздников и обрядов русского народа»

В данной работе я познакомлю вас с историями появления сценариев различных театральных представлений, праздников, гуляний и даже весёлой ярмарки в нашем коллективе:

Рождественские гуляния «Народилась Коляда»,

Праздник «Троица» для музея - заповедника «Томская писаница»,

Весёлая Ярмарка «Красноречие русского торжка»,

Праздник «Широкая масленица»,

Театрализованное представление «Весела была беседа»»,

Театрализованное представление «Встреча птиц»,

«Сибирская свадьба с обрядом - Косокрашение».

Как складывался и формировался репертуарный список обрядов и действ?

Каждый год мы двигаемся по кругу «Коловороту», где всё подчинено издавна установленным порядкам и череде праздников и будней, которые неизменны в своей сущности и приходят в соответствии с той или иной датой календаря. Все даты и календарные обряды русского календаря отметить невозможно в коллективе. По мере формирования коллектива формировался и этот репертуар.

Наш коллектив был создан из числа первокурсников набора 2005г., имеющих специализацию: швея, вязальщица, художник росписи по металлу, художник по керамике и по обработке дерева. Хотелось сразу и навсегда влюбить детей не только в профессию, но и в наше прекрасное творчество, увлечь их. И первая программа выступления носила инструментальный и танцевальный характер. Это было величание гостей художественной школы №14 п. Тисуль и представителей Евросовета в Кузбассе. Так мы сразу окунулись в манящий мир искусства. Для ГОУ СОШ был дан концерт «С чего начинается Родина?».

Но приближался Новый год и встал вопрос, что мы будем готовить к нему? Неожиданно мне предложили несколько мест на фестиваль «Рождество в Берёзовском». Мест было 7. Поэтому и готовить нужно было в расчёте на малую форму. Так и родилась идея играть Коляду. Но на основе 2х главных героев.

Началась подготовка к первому опыту традиционного обряда — Рождественские гуляния «Народилась Коляда». А с ним пришёл и первый необыкновенный фестиваль «Рождество в Берёзовском», в рамках которого мы играли Коляду для детей СРЦ г. Берёзовский «Берегиня». Принимали нас с восторгом. Ведь детям это было близко по восприятию, так как играли героев наши участники. Дед — Егоров Андрей. Бабка: Кирюшкина Катя. Колядовщики — остальные участники. Все приключения живо воспринимались детьми реабилитационного центра «Берегиня». После нашего спектакля дети познакомили нас со своим театральным коллективом, повели в кабинет, где они занимаются. Это простое общение нас очень сблизило. Дети показывали свои работы и приглашали нас ещё приезжать. Первый опыт успешно состоялся. О конкурсе, о прекрасной сцене и режиссуре «Рождества в Берёзовском», атмосфере тепла и творчества — мы никогда не забудем!

Такие встречи всегда незабываемы.

В тот же год к лету нас пригласили на Троицкие гуляния в Музей — Заповедник «Томская писаница». Там я уже была с коллективом «Радуга». Но то были дети, а здесь подростки. Добавив хороводных песен и игровых, присущих юношескому возрасту — я несколько перестроила сценарий, хотя в основе он был един. Так возник сценарий праздника «Троица» для музея - заповедника «Томская писаница» и нашего коллектива.

Тисуль, Берёзовский и Томская писаница для нас маяки нашей творческой судьбы. Это и ориентиры по лучшим коллективам, съезжающимся на праздники, это и общение с друзьями по духу и творчеству. И все годы они с нами. На Писанице мы были и с казаками на 5 Сибирском фестивале Казачьей культуры. Программа состояла из казачьих исторических песен и баллад.

На следующий год мы дважды выезжали в Новосибирск и готовили «Весёлую Ярмарку» и «Широкую масленицу», фрагменты которых входят в программу Кирилла и Мефодия - «Дней Славянской письменности». И это тоже становится традиционным для нас. Ежегодно мы радуем Новосибирцев своим творчеством.

Театрализованное представление «Весела была беседа» было задумано и показано для учащихся НПО Кузбасса. В нашей программе участниками были и ребята из КВВКУЗ. Они с большим удовольствием разыгравали с нами сценки вечорок. Играли на разных инструментах вместе снами. Ведь они ровесники нашим девчатам! Играли поцелуйные песни, что нелегко в этом возрасте сделать не по правде, не по желанию, чисто театрально: раз, два, три! Зато, как весело!

Сценарий театрализованного представления «Встреча птиц» претерпел несколько изменений-редакций. Впервые я его задумала ещё с первым моим детским коллективом «Радугой». Как-то весной меня буквально разбудили птицы. Они пели и чирикали на свои голоса и в своём метро-ритме. Это меня заворожило и я не могла оторваться от этих звуков. Взяв тетрадь, я начала записывать ритмы и их чередования. Получалась некая система. Полностью её понять невозможно.

Меня захватил мир звуков птиц и я обратилась в обл. библиотеку им. Фёдорова и в обл. Юношескую библиотеку, где мне предоставили аудио материал по птицам Сибири.

Детей это ещё больше захватило. Они стали моментально изображать понравившихся им птиц.

Праздник мы организовали в областном краеведческом музее.

С нынешними участниками мы можем играть это на более сложных инструментах: окаринах, свирелях, блок-флейтах, а маленькие дети на всевозможных свистульках.

\Вершиной постижения обрядовой тематики является, безусловно, свадебный обряд. Ведь он имеет и протяжённость во времени и насыщенность песнями и действами. И под силу уже развитому коллективу, накопившему навыки общения, знающему традиции во время встреч и проводов. Песни свадебных обрядов пронзительны и душевны. А в наш обряд включено:

«Косокрашение»-символическое действо с волосами невесты, о котором знают не все наши современники. Тем интереснее действо для участников. Песни покоряют своей душевностью, напевностью, а сам показываемый фрагмент обряда — необычен для нас и зрителей тем, что там мы использовали певческий ансамблевый приём полиметрии, когда в разных углах крестьянского дома поются разные по тональности и по метро-ритму песни в одно время. В сценическом варианте я слышала это в живом исполнении ансамбля Н. Бабкиной «Русская песня» в то время, когда он и был им. В момент девичника мы этот приём и исполнили.

Конечно, зрители были потрясены, а мы не меньше их. Вот из-за таких моментов и стоит жить, когда творишь и задуманное исполняется!

Обрядовость мы постигаем постепенно шаг за шагом, используем разные приёмы и методы игры и общения, вовлекаем детей в неформальные отношения, а в чувственный и живой мир русской традиционной культуры. Развиваем наших участников через постижение глубин фольклора и его многообразие. Тем самым растим людей, любящих родной дом, Родину и Отечество!

Библиография

1. Весенние праздники русского народа [Текст]: игры и забавы, ред. Коллегия: В. М. Петров, Г. Н. Гришина — Изд - во «Творческий центр», М.1998,115с.

2. Народные игры и традиции в России [Текст]: игры и традиции их проведения в разных регионах России, ред. Коллегия: В. М. Григорьев. Государственный Республиканский Дом народного творчества, М.1994, 29 — 35с.

Наша хата утехами богата - районный праздник русских обрядов » сценаристика.ру - авторские сценарии праздников

деревне

Хозяйка: Ой, глядите, а к нам колядовщики идут.

Святки Дивинка

Хозяйка : Ну что как праздник - то

Хозяин: А мне больше Масленица по душе. Всю неделю празднуешь!

На санях катаешься, блинки кушаешь!

А в прощенное воскресенье вдоволь нацелуешься.

МАСЛЕНИЦА Егоровка

Хозяин: Да, известное дело. Прекрасно, когда возрождаются исконно

русские традиции и живет в душах людей любовь.

А ведь верно, что русский народ на выдумки горазд и смешлив.

У него издревле загадки ведутся. Вот отгадайте.

Мать толста, дочь красна

Сын хоробер в небеса ушел. (Печка, огонь, дым)

Или вот такая:

Выйду я на гой, гой

И ударю в гой, гой

Разбужу царя в Москве,

Короля в Литве,

Старца в келье,

Дитя в колыбели,

Попа в терему…

Что такое, сам не пойму? (колокол)

Хозяйка: Да бывало когда после Великого поста на Пасху Благовест

услышишь- сердце радуется.

Волочебники

Соседка: Да я весну ой как люблю. Помню, как услышим первый гром

весенний – давай кувыркаться.

Соседка А чтоб спинушка не болела. Непременно кувыркнуться надо,

пока гром – то не затих. Да, и что говорить. Весной на проталинках

травка, цветочки. А на 50-й день от Пасхи Троицу справляли.

Родственников поминали, да хороводы водили,

березам косы заплетали.

Троица Баратаевка

Соседка: ой девушки, а летом – то, летом – то как хорошо.

Мужики косить, мы сено грести! А по грибы - ягоды! Раздолье !

Приволье! Душа не нарадуется!

А праздники летом! Взять хотя бы Иван купало!

Хоть он погодой не всегда радует, а праздник интересный,

с давних времен к нам дошел.

А помнишь, Мария, папоротник все искали, да венки по воде

пускали.

Хозяйка Да и осень без добра не живет. Солнышко – то сквозь слезы

улыбается, смотрит – все ли нивушки сжаты, всем ли детушкам

хлеба вдосталь.

Хозяин И то! Как мы дело крестьянское ладно справляли, в мире дом

содержали, с соседями ладили, землю свою как мать родную

любили…

Соседка: ой, как нынче быстро стемнело…

Не даром, говорят «Зимний денек – воробьиный скок»…

А я зиму люблю! Не беда, что холодно, зато красота неописуема.

Да и спешить – торопиться зимой не надо.

Дела – то бабьи все домашние. Вспомните, как мы собирались на

Покрова, да на Кузьминки. А лен трепать, пыльна работа –

слов нет. Зато вместе весело. А прясть сойдемся – тут и пошли

беседы да разговоры, да песни развеселые.

Хозяйка: Ой, да что и говорить, раньше все не так было.

Испокон веков на руси – матушке, на родимой сторонушке жил

народ приветливый да разудалый. Хранил сказы старинные,

игры, забавы молодецкие, частушки, песни лукавые, танцы,

пляски огневые, хороводы плавные, да поговорки меткие.

Ведь как говаривали в старину Если девица – то красна,

если молодец – то добрый. Вот и тянулись добрые люди друг к

другу.

Хозяин: Да веселье делу не помеха, надо только меру знать.

Не до ночи обедню справлять, не до утра гулянку править.

Соседка Про себя скажу: дом содержала, тятеньке помогала, младшеньких

растила, но с подружками любила повеселиться, на беседу сходить,

аль на гулянье . Да не так часто, как хочется.

Дома – то забот полон рот.

Хозяин: Ох, а на гулянье – то со всех волостей молодежь собиралась.

И парни с девками там знакомились. Иной своих же соседей девку

Приглядит, да на деревне не скажется, а уж на гулянье – то

непременно присоседится.

Хозяйка: Маменька моя рассказывала так – то суженых выбирали.

Если парню молодому приглянулась девица, оставлял он на

крылечке черемухову веточку.

Коли мил парень девичьему сердцу – давала она ответ,

да не словами! Ленточку цветную на перильце положит –

значит, веди, парень, честную речь, засылай сватов.

СВАДЬБА Варламово, Зудово

Соседка: Ох, наплясалась я! Как снова молода родилась.

Прошлы годы вспомнила, душеньку потешила,

ровно и впрямь праздник нынче.

Хозяйка: А чем же соседушка не праздник? И поем, и пляшем и гостей

полон дом.

Хозяин: Спасибо, люди добрые, что приехали к нам не загордились,

не заленились. И в другой раз милости просим к нам путь держать,

мимо не проезжать! А теперь нам надо уважить всех дорогих гостей и подарить им подарки

Награждение

Хозяйка Нам остается только посочувствовать тем, кто не пришел сегодня на светлый праздник народного искусства.

Соседка Лучики им в душу не входили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили,

И ночь в звездах нема была...

Хозяин: Спаси вас Господи

Ой, при лужке – при лужке

Занавес

Российский этнографический музей: календарные народные праздники и обряды: русские праздники и обряды

Отмечается в первое воскресенье после мартовского полнолуния, следующего за весенним равноденствием (в период между 4 апреля и 7 мая).

Великий двунадесятый праздник церковного календаря - Светлое Христово Воскресенье. Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о его смерти на кресте и чудесном воскресении. Включает пасхальную заутреню, крестный ход, освящение яиц и куличей в церкви, приготовлении творожной пасхи, семейную трапезу, поминовение усопших. Сохранялся древний обычай охранительных обходов домов детьми и молодежью со сбором угощений.

Видео: Ведать

Ведать

Еще записи по теме



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Методическая разработка (9 класс) на тему: Сценарий народного обряда Дисней конкурсы за мечтой



Сценарии с народными обрядами Сценарий мероприятия «Как бывало в старину». Посиделки по обычаям
Сценарии с народными обрядами Русский народный праздник: календарь, сценарии, традиции и обряды
Сценарии с народными обрядами Сценарий Ярмарка Праздничные народные обряды скачать бесплатно
Сценарии с народными обрядами Сценарий народных гуляний на Ивана Купала - Народные - Сценарии
Сценарии с народными обрядами Троица, сценарий театрализованного представления на праздник
Сценарии с народными обрядами Фольклорный праздник "Зажинки" Форум
Фольклорных праздников и развлечений t Обряды - Сценарии худрука СДК В тангле желтый смайлик Вязание спицами - планки, цельно-вязаные с полочками Дёргаются мышцы по всему телу: причины и последствия Как правильно использовать щетки для очищения кожи лица? Как снять золотую коронку с зубов в домашних условиях: способы и

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ